Проблема нелегальной иммиграции продолжает беспокоить власти. Специалисты продолжают прогнозировать возможный всплеск преступности среди трудовых мигрантов, потерявших свои рабочие места из-за экономического кризиса. Органы УФМС рапортуют лишь о незначительном проценте преступлений, совершаемых иностранными гражданами. По мнению сотрудников миграционной службы, опасность со стороны гастарбайтеров преувеличена. Тем не менее их работа кажется неэффективной, например, главе Следственного комитета Александру Бастрыкину – он констатирует рост преступлений со стороны приезжих. Как бы в подтверждение его слов на территории Петербурга и Ленинградской области начали происходить первые стычки местных жителей и приезжих нелегалов.
С развитием кризиса власти обеспокоились судьбой гастарбайтеров, теряющих рабочие места из-за кризиса. Точнее, не их, собственно, судьбой, а возможными последствиями, посчитав, что бывшие рабочие начнут сбиваться в банды и "зарабатывать" грабежом и разбоем. "Мы не имеем права на то, чтобы люди, которые не имеют регистрации и не работают, находились в городе. Это повлечет рост преступлений, – заявляла в марте губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. – Незаконно находящихся граждан надо выдворять". Тут же был экстренно открыт специальный центр для временного пребывания и депортации мигрантов.
На прошлой неделе в пограничном между Петербургом и Ленобластью поселке Горелово местные жители самостоятельно прогнали с территории поселка нелегальных обитателей импровизированного лагеря на окраине населенного пункта. Более того, как только лагерь покинул последний нелегал, коренные жители, вооружившись канистрами с бензином, сожгли дотла сараи и времянки, в которых долгое время ютились гастарбайтеры.
Как выяснилось, местные органы милиции по каким-то причинам не проявляли никакого интереса к обиталищу нелегалов. Но как только информация о столкновении местных с приезжими просочилась на ленты информагентств, совместный десант МВД и УФМС не заставил себя долго ждать. По словам начальника УФМС по Петербургу и Ленобласти Елены Дунаевой, по факту сообщения в СМИ об этом случае ведомство провело проверку и действительно обнаружило "место компактного незаконного проживания граждан Таджикистана". Любопытно, что граждане, совершившие поджог, не понесли никакого наказания. Заявлений в милицию, дескать, не поступало, заявила Дунаева. Тем не менее чиновница уверена, что никакого крупного конфликта между жителями и приезжими не было – поджог был совершен уже после ухода обитателей лагеря.
Но она также отметила, что это не первый случай возникновения на территории Ленобласти незаконного городка. Буквально в прошлом году УФМС ликвидировало палаточный лагерь таджикских цыган в лесу Всеволожского района. По словам Дунаевой, после мероприятий УФМС нелегалы возвращались вновь. Неясным осталось сегодняшнее положение этого городка – Дунаева не стала уточнять, был ли он в конце концов окончательно ликвидирован. К счастью, никаких серьезных столкновений между обитателями лагеря и аборигенами, по ее словам, не возникало.
Елена Дунаева добавила, что особый интерес для органов УФМС представляют граждане Таджикистана и Узбекистана, которые, по статистике, нарушают миграционное законодательство чаще остальных приезжих. Она, правда, оговорилась, что и россияне – даже чаще иностранцев – нарушают миграционное законодательство, и довольно часты случаи игнорирования требований временной регистрации гражданами при переезде из одного города в другой. Так что преувеличивать нечистоплотность иностранцев, по версии Дунаевой, не стоит.
Работу ФМС не раз критиковал глава Следственного комитета при прокуратуре Александр Бастрыкин. В мае он приводил данные, согласно которым за первый квартал 2009 года более полумиллиона человек были привлечены к административной ответственности за различные нарушения миграционного законодательства. "За последнее время из страны было выдворено ничтожно малое количество нелегалов. Все это свидетельствует о явном несоответствии принимаемых мер масштабам миграционных нарушений, – подчеркивал он. – На этом фоне растут преступления, связанные с организацией незаконной миграции, за прошлый год их количество выросло на 134%".
Несмотря на слова и действия чиновников, становится очевидным, что мигрантов становится все больше. Так, согласно статистике того же УФМС по Петербургу и Ленобласти, всего за 6 месяцев текущего года на миграционный учет (не считая нелегалов) было поставлено 482 315 человек. Выдано же разрешений на работу почти 95 тысячам человек. Депортировано и выдворено всего 294 человека.
Чиновники не уточняют, где именно растворяются почти 400 тысяч приезжих. Возможно, говорит Дунаева, часть из приезжих приехали на учебу, часть по личным и рабочим делам. Однако очевидно, что львиная доля иностранцев – трудовые мигранты. Учитывая то, что квоты на иностранную рабочую силу по городу и области не заполнены и наполовину (петербургская квота – порядка двухсот тысяч, областная – около сорока), вопрос о местонахождении мигрантов остается открытым.
Власти Ленинградской области уже в конце прошлого года озаботились проблемами сокращения квот для трудовой миграции. Губернатор Валерий Сердюков на одном из заседаний "антикризисной комиссии" правительства предложил отказаться от гастарбайтеров: "Может быть, нам отказаться от квоты на иностранную рабочую силу?" – предложил тогда губернатор. Однако присутствовавший на том же заседании вице-губернатор Ленобласти Григорий Двас ответил, что это не изменит ситуацию, поскольку только 20% иностранцев работают в регионе с официальным оформлением, и "анализировать этот рынок труда сегодня достаточно сложно". Несмотря на это, правительство региона все же пошло на снижение квот для гастарбайтеров: в 2009 году их количество должно было составить 50 тысяч, и, учитывая экономическую ситуацию внутри региона, было решено остановиться на 25-процентном сокращении квоты.
Петербург же, напротив, пока не намерен отказываться от помощи иностранцев. Смольный видит основную проблему только в нелегалах. Вице-губернатор Петербурга Александр Вахмистров в одном из интервью журналистам заявил, что "наверное, какое-то сокращение рабочей силы произойдет, но, в первую очередь, оно будет касаться, говоря откровенно, нелегальных мигрантов".
Илья Евстигнеев
По материалам ЗАКС.РУ
|